Если сократить всё человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни:
57 азиатов; 21 европеец; 14 американцев (северных и южных); 8 африканцев; 52 будут женщинами; 48 мужчинами; 70 не белыми; 30 белыми; 89 гетеросексуальными; 11 гомосексуальными; 6 человек будут владеть 59% всего мирового богатства и все шесть будут из США; у 80 не будет достаточных жилищных условий;
70 будут неграмотными; 50 будут недоедать; 1 (только один) будет иметь высшее образование.
Если посмотреть на мир с этой точки зрения, становится ясно, что потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании очень высока. Подумай об этом:
Если сегодня с утра ты проснулся здоровым, ты счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели.
Если ты никогда не переживал войну, одиночество тюремного заключения, агонию пыток или голод – ты счастливее, чем 500 миллионов человек в этом мире.
Если ты можешь пойти в церковь (синагогу) без страха и угрозы заключения или смерти, ты счастливее, чем 3 миллиарда человек в этом мире.
Если в твоём холодильнике есть еда, ты одет, у тебя есть крыша над головой и постель, ты богаче, чем 75% людей в этом мире.
Если у тебя есть счёт в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке, ты принадлежишь к 8% обеспеченных людей в этом мире.
Ты читаешь этот текст, ты благословлен вдвойне, потому что:
1) кто-то подумал о тебе;
2) ты не принадлежишь к тем 2 миллиардам людей, которые не умеют читать.
Куда же мне это разместить? В "я читаю" или сюда? Про телевизор..
(Добавление)
Рафаил (архимандрит). О телевизоре
Телевизор занял неподобающее место в нашем доме. Будучи скромным средством информации, он монополизировал и унифицировал нашу душевную жизнь. В древности центром семьи был очаг. Затем им стал стол, за которым собирались все родные после трудового дня. Там они не только трапезовали, но и читали Священное Писание. Теперь их место по значению занял телевизор. Но телевизор не соединяет, а разобщает членов семьи. Каждый зачарован голубым экраном. Характерно, что телевизор занимает то место в комнате, где раньше был святой угол с иконами. Древние греки говорили о духе дома
— Даимоне, или Гении, внушающем человеку мысли, крестьяне - о домовом, мучившем жителей дома ночными кошмарами. Домашний дух нашего времени вполне материализован —- это телевизор.
Святые отцы отрицательно относились к театру и зрелищам, которые развивают силу воображения, тесно связанного со страстями. Иоанн Златоуст называл театр училищем страстей, хотя древнегреческая трагедия, по нашим понятиям, нравственная. Святые отцы не делели театральные постановки на полезные и вредные. Они осуждали сам метод - имитацию истины, игру в действительность.
Телевизор лишил нас домов, превратив их в театральные залы. В Библии написано: «Не многих пускай в свой дом!» Телевизор сорвал двери с нашего дома, к нам приходят толпы людей, пришельцы со всех планет, созданные фантастами. Приходят без стука и спроса, приходят ковбои и гангстеры, приходят люди, с которыми мы не хотели бы иметь ничего общего. Дом стал проходным двором.
Телевизор создал новый вид человека — homo medium — человека с истощенной от непрерывного зрелища, как от непрерывного пьянства, нервной системой, человека душевного распада, который не может поставить границы и фильтр внешней информации и усваивает ее, так сказать, в сыром виде — некритически, недифференцированно, одной низшей механической памятью. Смысловая память при этом притупляется, творческие силы ослаблены.
Человек мыслит посредством слова, человек называется в патристике словесным существом. Телевизор учит мыслить чувственными представлениями, воспитывает рассеянность и впечатлительность. Душа становится изнеженной, чувственной и истеричной. Телевизор является концентрацией страстей; страсть неотделима от чувственных образов. Аскетическая борьба со страстью— это очищение души от фантазий и представлений. Страсть облекается в форму обольстительных картин. Телевизор дает множество форм для чувственностя. Телевизор расслабляет интеллектуальные силы человека. Ум должен упражняться, искать,
преодолевать препятствия, как атлет тренирует свои мышцы. Телевизор дает обильную, рафинированную, приготовленную пищу, от которой ум становится вялым, немощным, неспособным к самостоятельному мышлению, как тело при обильном питании жиреет, дряхлеет и стареет.
Всякое зрелище требует сопереживания, мы включаемся в поле страстей, это поле индуктирует и питает наши страсти. В каждом познании есть элемент симпатии, общности. Грех, соделавшись привычным, перестает быть отвратительным.
Телевизор посягнул на духовную сферу. Фантазия о духовной жизни рождает ложь, которая называется у святых отцов прелестью. Визуально представить духовный мир невозможно, представлять его — это значит находиться в замкнутом круге страстных призраков и гордых теней, вызванных к жизни воображением.
Каждый человек, по учению святых отцов, - это малый мир. Каждый человек — это неповторимая ивдивидуальность. Телевизор унифицирует, обезличивает людей. Древние философы сказали: «Человек есть то, что он ест», имея в виду, разумеется, не вещественную,а духовную пищу — что он читает, с кем он общается, к чему он стремится. Телекизор предлагает одну и ту же пищу десяткам миллионов людей. Поэтому люди стали похожими друг на друга - похожими не в единстве духовной любви, а в единстве однообразия;
люди теряют интерес друг к другу.
Телевизор гипнотизирует. Потоки образов, ярких и насыщенных страстей, одновременно и зрительных, и слуховых, порабощают психику, сознание становится заторможенным, человек превращается в медиум телевизора, воспринимающий его внушения.
Телевизор развивает антихристианство. Религия — это общение души с Богом. Религия вырабатывает созерцательное мышление, концентрацию внимания, сосредотачивает на немногих, но самых главных онтологических объектах. Телевизор — диаметрально противоположное: смена впечатлений, при которой теряется контроль над сенсорной деятельностью. Религиозное чувство — это мистическое чувство, тонкое и нежное, как лепестки цветка. Оно слышится в безмолвии, а не в шуме улицы.
Телевизор распространяет нервные и психические болезни. Возможности человеческой психики не безграничны. У телевизора человек за несколько часов получает столько впечатлений, как раньше за месяц. Нервная система человека изнашивается, не вынося ненесильного напряжения, она, как бы защищая себя, уходит в болезнь.
Телевизор учит людей жестокости, это касается не только картинубийств и насилия, окруженных в телепередачах подчас атмосферой поклонения и геройства, но это касается не менее страшного: переживания человека у телевизора настолько интенсивны и остры, что эмоционально опустошают человека, и он в повседневной жизни становится безучастным, холодным, отчуждеиным.
Телевизор отчуждает друг от друга людей, живущих в одном и том же доме, семье - заменив общение людей призраками и тенями экрана. Телевизор ведет к потерям чувства у живых людей человека - и люди теряют любовь и сострадание к ближнему своему. Человек перестает рассматриваться как личность, он превращается в инструмент.
Говорят, что телевизор может стать началом религиозного просветитеяьства, но он убивает самое сердце религии — молитву, мистичеекую беседу души с Богом. Загруженная, забитая потоком внечатлений душа не в силах сосредоточиться на молитве, на слова молитвы наносится слой чуждых Молитве страстных представлений. Молитва — это центр духовной жизни. Человек выбрасывает душу из неподвижного центра на вертящийся круг сменяющихся представлений. Вне молитвы и созерцания невозможно внутреннее ощущение Бога, свидетельство души о присутствии Божием.
Если даже телевизор станет каналом религиозных передач, то все равно он лишит религию главного —глубины: и мистики, остановившись на катехизаторстве и оглашении, на уровне слов, а не силы. Без религиозной интуиции, созревающей в безмолвии, такое оглашение или не будет принято, иди будет принято на уровне духовно-культурных ценностей. Нужнанравственная подготовка, нужны религиозные искания, необходима борьба со страстьми и гордыней, чтобы подготовить себя к принятию христианства, чтобы почувствовать его возрождающую силу. Иначе Христос будет стучаться в закрытую дверь.
Особенно губительно действуют безнравственные сцены на детей, которые с молчаливого согласия родителей сидят вместе с ними (иначе родителям пришлось бы или выключить телевизор, или удалить детей из дома на многие часы, поэтому родители предпочитают делать вид, чго они не замечают детей, смотрящих телевизор за их спиной). Дети еще меньше, чем взрослые, могут регулировать свои чувства, поэтому после духовного растления у телевизора воспримут христианство как запретительную систему, с прямым или молчаливым
протестом против нее. Нам могут возразить, чтo иные телевизионные программы чисты и нравственны, но на самом деле это далеко не так. Если бы в передачах занимались бы только морализацией, то телевизоры вообще не покупали бы. Посмотрите на лица сидящих у телевизора. Что вызывает их наибольший интерес — морализация или гангстеры и приемы дзю-до? Если зерна цветов и сорняка смещать вместе и бросить в землю, то можно быть уверешшм, что сорняк заглушит цветы. У телевизора вырастает человеке подавленной
духовностью. В лучшем случае он воспринимает религию как нравственно-культурную и историческую ценность, что в сущности является религией без Бога. Поэтому тэевевизор калетат детские души. Телевизор отнимает у детей детство, делает их из младенцев сразу же стариками — детей без детства и чистоты!
Религия — это тайна, телевизор тайну превращает в рекламу. Литургия не может быть воспринята как визуальное представление; это мистическое повторение Голгофской жертвы, к созерцанию и учаспио в которой в древние времена допускались только после подготовки, только члены Церкви, не находящиеся под эпитимией. Литургия — это схождение Духа Святаго и преображение человеческой души. Неужели же телевизор может зафиксировать схождение благодати?
Телевизор внес вдома верующих людей кощунственные кинофильмы о Христе Спасителе. Искусство артистов перевоплощаться, умение забыть себя, отождествить тебя с тем, кого играют, показывает отсутствие всякого религиозного чувства или искаженную религиозность актера, отождествляющего себя со Христом.
Сатана сказал: я — Бог. Адам сказал: я хочу быть без Бога, как бог. Артист говорит: я хочу показать через себя миру Христа Спасителя. Значит, этот артист уверен, что он может думать как Христос, любить как Христос, действовать как Христос, Это большее богохульство, чем примитивная и пошлая антирелигиозная пропаганда.
Сегодня артист играет гангстера, завтра апостола, послезавтра, может быть, Рейгана или товарища Камо! Но наша психика, восприняв в подсознании опошленный театром образ, по законам ассоциаций и аналогии в мышлении наложит этот лживый образ, как клеймо, на святыню.
Телевизор — враг, с которым нельзя договориться. Его агрессия не имеет меры и предела. Если пустыня Сахара расширяется со скоростью 5 километров в год, то телевизор победным маршем идет по всей планете, иссушая последние источники и родники, загрязняя, затаптывая последние оазисы духовности.
Скоро человеку не надо будет посещать друзей, ехать на конференции, приходить в школы для занятий: он сможет сделать это, управляя телевизионной системой, оставаясь в собственном доме. Человек останется в миру, как в пустыне, холодной ко всему и чуждой для всех.
Прошу прощения у тех, кто украинский текст не понимает.
========
В будь-якому сучасному суспільстві ми маємо не лише набір з раціональних егоїстів. Групи лише з такими учасниками давно "загинули" в конкурентній боротьбі за виживання, бо ж є найбільш слабкими.
Більшість будь-якого суспільства складають люди, що готові співпрацювати в ситуації соціальних дилем, але тільки тоді, якщо бачитимуть, що більшість також співпрацює. Таких членів суспільства більше ніж половина, і їх називають "потенційними співпрацюючими".
Третій тип учасників групи, присутній в кожному суспільстві, є також критично важливим для змін у колективній та індивідуальній поведінці - це люди, які, за наявності відповідних умов, готові активно перешкоджати "порушникам" - тим, хто намагається несправедливо використати спільний ресурс. Це, так би мовити, "борці за справедливість".
Ще один важливий експериментальний факт - люди, які здатні ефективно розрізняти і вчитися соціальним нормам поведінки.
Це закладено в нас тим самим еволюційним механізмом виживання. Часто для того, щоб змінити поведінку, не вистачає лише сигналу від інших учасників групи, що якась поведінка є неприйнятною.
Антанас Мокас - мер Боготи, міста, яке наприкінці 90-тих минулого століття вважалося одним із найнеприємніших для життя - у 1997 провів експеримент і показав учасникам спільноти, що їхня поведінка - некоректна.
Щоб змусити учасників дорожнього руху виконувати правила, мер організував групу з декількох десятків мімів, тобто артистів, які показували на міських перехрестях яка поведінка є правильною, а яка - ні.
Іншим кмітливим ходом була кампанія з картками. Всі водії отримали білу і червону картки. Вони показували іншим учасникам руху червону картку - щоб засудити їх таким чином за неправильну поведінку на дорозі, або білу - щоб схвалити дії.
Пропустив пішоходів на переході - отримай білу картку. Лізеш на зустрічну щоб об'їхати скупчення авт - ось тобі червона.
Цей дуже дешевий спосіб перетворив більшість учасників руху в Боготі на представників згаданої вище третьої групи - тих, хто карає (хоча б і символічно) порушників соціальних норм.
Результати Мокаса були вражаючими.
Анатолій Бондаренко, Україна 2.0
========