Никто не знает, сколько тут детей из России, хотя официальные российские лица называют цифру от 100 до 130 тыс. человек. На протяжении длительного времени Россия была одной из самых популярных в США стран для вывоза приемных детей. С одной стороны, после распада СССР границы для такого вывоза были практически открыты, отсутствовала реальная законодательная база. С другой – до сих пор число детей-сирот в России превышает их количество после Великой Отечественной войны, а государство не в состоянии справиться с этой проблемой. Детских домов не хватает, а те, что есть, – переполнены. Колоссальной проблемой является социальная адаптация выпускников детских домов, испытывающих огромные трудности при вступлении во взрослую жизнь.
Еще одна причина популярности российских приемных детей среди американских родителей – и об этом не скажет публично ни один политически корректный американец – заключается в том, что российские дети – это типичные белые дети, внешне напоминающие самых обычных американских Поэтому те родители, которые не хотят, чтобы их приемные дети радикально отличались от них внешностью, цветом кожи, структурой волос и т. д., предпочитают усыновлять детей из России.
В последние годы практически все американские школы перешли на электронные формы общения учителей с родителями учеников. В Интернете вывешивается расписание, домашние задания, оценки и комментарии учителей. Все сообщения носят конфиденциальный характер, а учитель и родители активно переписываются по электронной почте. Часто именно таким образом и ученики дают знать учителю о своих вопросах, проблемах или трудностях, информируют о болезнях, пропусках, выполнении домашних заданий и других вещах, которые должен знать учитель или администрация школы. «Звонок из школы» или электронное письмо все чаще приходят не от завуча или учителя, а от автоматизированной системы, которая сообщит родителям о неуспеваемости, частых опозданиях или плохом поведении их ребенка.
Подобная практика все быстрее уничтожает персональные связи учителя и родителей, которые пока еще живы в традиционной российской школе. Иногда бывают и сбои. В 2008 г. во Флориде в результате ошибочного нажатия кнопки родители всех 2250 учеников получили автоматическое уведомление о том, что их вместе с детьми вызывают в школу для дисциплинарного разбирательства. Дети, особенно отличники, были, конечно, удивлены. Но интересен даже не этот факт, а то, как много родителей доверились своим детям, объяснившим им, что это ошибка: в школу явились только сорок человек.
Американская рабочая неделя обычно продолжается пять дней. Но в пятницу деловая часть любого американского города отличается от предыдущих четырех дней. Куда-то исчезают костюмы и галстуки, пиджаки и белые рубашки у мужчин, высокие каблуки и стильные платья у женщин. Им на смену приходят джинсы, свободные рубашки и спортивные пиджаки. У многих на ногах в пятницу появляются кроссовки вместо формальных ботинок или туфель. Все это называется «свободная пятница». Это старая американская традиция, суть которой заключается в том, что в пятницу отменяется формальная офисная одежда и все одеваются на работу, как на пикник. Собственно, с этого все и начиналось. В прежние времена бизнесмены и банкиры, профессора и врачи, в общем, все, кто работает в офисах, в пятницу после работы отправлялись в свои загородные дома, на пикники, вечеринки и т. п., причем не заезжая домой. Отсюда родилась необходимость в пятницу отказаться от строгих требований офисного этикета и начать одеваться по-загородному.
Конечно, давно уже почти никто за город в пятницу после работы не выезжает, однако традиция сохранилась и выдерживается достаточно строго. Если прийти в пятницу на работу формально одетым, то можно только вызвать подозрения, что вы идете, например, на какое-то интервью, то есть ищете себе новое место. Однако замечу, что молодые, недавно принятые на работу сотрудники, как правило, и в пятницу одеваются формально, а в остальные дни зачастую более чем формально, просто с иголочки, сверх всякого предела. И это тоже правильно. В США есть популярная поговорка: одеваться надо не так, как требует твоя работа, а так, как требует работа, которую ты хочешь получить. Как ни странно, она в общем-то соответствует действительности и помогает в карьерном росте, причем не только в США.
Николай Злобин. Америка... живут же люди