Юная Киска и старый Пёс Колонка редактора
 №18 от 1 сентября 2009 г.


Тихонов Павел Алексеевич. Меньше трёх.

Имя: Тихонов Павел Алексеевич.

Самое большое достижение в жизни:
Родился.

2B: Дата и место рождения?

Павел: Я родился в 16:45 22 июля 1982 года от Рождества Христова.
В галактике под названием "Млечный путь" на планете "Земля". Третьей планеты солнечной системы.
в точке с координатами 48°36'32.92" северной широты, 37°30'48.68" восточной долготы.
На момент написания этих строк там находится Дружковский роддом.

2B: Место жительства и сфера деятельности?

Павел: В какой то степени я - лицо без определённого места жительства и занятий.
Т.е. крыша над головой то конечно имеется, и переночевать есть где, но я не считаю это место своим домом.
И не привязан к какому бы то ни было месту настолько, чтобы считать его своим домом. В какой-то степени под это понятие подходит несколько крупных форумов в Рунете.
А прописан я в городе Дружковка Донецкой области. Завтракаю, обедаю и ужинаю, а также ночую в перерывах между кинофестивалями обычно по адресу прописки, указанному в паспорте.

Со сферой деятельности ещё сложнее. После 9 класса, в 1997 году поступил в Дружковский машиностроительный техникум (так он назывался на момент поступления, и так данное учебное заведение до сих пор называют коренные дружковчане, на момент окончания обучения заведение было переименовано в ДТ ДГМА - Дружковский техникум Донбасской государственной машиностроительной академии). На специальность "Обработка материалов на станках и автоматических линиях". Техникум, неожиданно для себя закончил с отличием и принял решение продолжить образование в Донбасской государственной машиностроительной академии. Которую окончил в 2005-м году. С 7 сентября 2005 года по 12 марта 2008 работал на инженерной должности с составе трудящихся Дружковского машиностроительного завода.

С 30 июня 2005 года по настоящее время интересуюсь историей, теорией и практикой кинематографического искусства и смежных отраслей культуры, науки и техники.

На хлеб насущный пытаюсь зарабатывать, предоставляя населению услуги видеосъёмки. Чаще всего это свадьбы.

2B: Увлечения?

Павел: Долго думал, что считать увлечением, а что нет. Под этот критерий попадает 99.99% всей моей деятельности. Любой. От написания ответа на письмо 2В до любовных утех с подругами. Вся моя жизнь - сплошное увлечение. И не всегда это хорошо. Довольно часто я увлекаюсь чем-то тогда, когда лучше бы не увлекаться, а развивать текущее увлечение. Более-менее стабильно в последние десять лет я увлекаюсь фотографией, а последние 4 года - видеосъемкой. Люблю читать. Наиболее зачитанная до дыр книга "Одиссея капитана Блада" Рафаэля Сабатини.

2B: Домашняя страничка?

Павел: Её нет.

2B: Ну что ж, значит, не время еще. Хотя, ты вполне мог бы делиться секретами операторского мастерства. Я до сих пор помню твои мастер-классы на "Других территориях"! :)

Павел: Это далеко не мастер-классы. И секретов у меня операторских нет. Просто беру и снимаю... А по операторскому искусству написано очень много книг. В которых есть ответы на любые вопросы. Дело в том, что я пока сам всего не знаю. И боюсь ошибиться.

2B: Ты написал, что зарабатываешь видеосъемкой. Это сложно?

Павел: Вопрос на целую книгу. И не одну... Поскольку само по себе "занятие видесъемкой" имеет много различных форм и представлений (съемка новостей, документ. фильмов, свадебная съемка, изготовление рекламы и т.д.) я расскажу и том, чем занимаюсь именно я.

Я снимаю свадьбы. В основном в репортажном стиле. Хочу попробовать открыть для себя нишу документального кино и музыкальных клипов.

Теперь напишу собственно по сути вопроса. Зарабатывать свадебной видеосъёмкой в стиле "косить бабло" не сложно. Любой человек может купить бытовую видеокамеру, компьютер средней мощности и пиратское программное обеспечение для монтажа, и предлагать услуги видеосъемки.

Много людей именно так и поступают. Особенно если у них имеется основная работа, на которой они и зарабатывают на жизнь, а видеоуслуги для них всего лишь хобби (в лучшем случае). Именно так начинал заниматься любимым делом и я.

Началось всё с того, что мне захотелось записать на видео вручение диплома. Родители по случаю окончания института подарили мне цифромыльницу (видеокамеру). Причём покупалась она за 15 минут до начала церемонии вручения дипломов. Это было в июне 2005 года. К концу года я освоил камеру. И довольно оперативно умел ею управлять. Параллельно перебирал множество различных монтажек любительского и профессионального уровня. Познакомился с оператором-свадебщиком... Причём я не предполагал зарабатывать видеосъемкой, для меня наличие камеры дома было скорее заменой фотоаппарату. А потом (рука тянется написать "в один прекрасный день" :) ) мне мой знакомый свадебщик предложил снять свадьбу. Я согласился не сразу. Но всё-таки согласился... И стал готовиться к съёмке.

Подготовка занимала всё моё время. Я усиленно штудировал форумы и собирал для себя всю доступную информацию по съёмке... В общем, основательно готовился, дабы не упасть в грязь лицом. Заказчики знали и о том, что я первый раз снимаю свадьбу, и, кроме того, являются моими знакомыми. Как жених, так и невеста. А это, знаете ли, ко многому обязывает...

Свою первую свадьбу я снял 29 апреля 2006 года.

Сейчас я уже знаю, что "большая видеокамера" не показатель профессионализма оператора, а мощность компьютера не влияет на талант монтажёра. А зарабатывать я так и не научился.

У меня отсутствует шаблонный подход к съёмке и монтажу (конечно, у меня имеются определённые постановочные "шаблончики", и я часто в разных работах использую одни и те же песни), но снимать и монтировать такие клоны свадебных фильмов надоедает после десятка смонтированных клонов. Только и всего, что жених с невестой разные...

Вообще оператор-свадебщик, это своего рода ремесленник. Я знаю коллег по цеху, у которых процесс поставлен на конвейер, и они штампуют свадебные фильмы по штуке в день. Минимум творческого начала. Но! Они успешны в общем смысле этого слова. Т.е. у них имеются заказы, которые они выполняют в сжатые сроки. Поток клиентов стабилен. Претензий к работе нет... Ляпота да и только. И заработок, как правило, стабилен и в перспективе будет только расти.

Я так не умею. Для меня получение вознаграждения за свой труд вторичен. Прежде всего в своей работе я стремлюсь к удовлетворению потребностей заказчика, ибо если задуматься о том, что (предполагается) люди женятся первый и единственный раз в жизни, и хотят оставить память о дне рождения семьи.

Моя сестра за 7 лет супружеской жизни смотрела кассету с хроникой своего свадебного дня не более десятка раз. И то, когда к ним гости приходили и просили показать хронику свадьбы.

Целью работы видеографа (собирательное наименование: оператор, монтажёр, режиссёр, иногда звукооператор и даже тамада) является красивый, запоминающийся фильм о свадьбе. Фильм, который интересно смотреть и не возникает желания перематывать какой-либо скучный эпизод, фильм, в котором можно разглядеть черты характера новобрачных, и который будет интересен и понятен даже постороннему человеку, а не только тому, кто принимал участие в происходящем на экране... Такими я вижу свои работы в будущем. И думаю, что таковыми должны стремиться быть все свадебные фильмы. И только в этом случае конвейерная система свадебной видеосъёмки изживёт себя.

Парадокс мифа в том, что видесьёмкой можно легко заработать много денег поддерживается существованием конвейерного производства в свадебной видеосъёмке. Поскольку коэффициент полезного заработка у ремесленников за счёт потокового производства всё таки выше, чем у тех, кто пытается привнести творческое начало в свои работы.

Исключение составляют эксклюзивные свадебные видеооператоры. У которых доход от одной выполненной работы может десятикратно превышать доход "ремесленника".

А я болтаюсь между этими двумя полюсами в поисках своего собственного места в сфере видеопроизводства и творческого вдохновения...

Не имея ни гроша за душой...

2B: Знаешь, моя свадьба состоялась именно 29 апреля. Только несколькими годами раньше... Возвращаясь к теме видеосъемки, хочу спросить, остается ли у тебя время и желание снимать что-то еще, не только свадьбы?

Павел: Желания много. Времени мало. Но найти можно. Как в случае с "Меньше трёх". Мне было интересно снимать первый мой постановочный ролик. Я бросил все свои дела, и после обсуждения примерного сценария примчался в Донецк, и за пять или шесть дней мы вместе с остальными ребятами выдали "на гора" результат. Насколько хорошо или плохо получилось это уже другой вопрос.... ;)

2B: "Меньше трех" - это твой первый игровой фильм? Расскажи, как это было!

Павел:
Началось всё с того, что с 22 по 25 сентября я снимал клип о бурной студенческой молодости своего однокашника и его друзей. Съёмки происходили рядом со студенческой общагой, где живёт один из авторов сценария Александр Безгубов. Во время съёмок я "шапошно" с ним познакомился, но и только.

Через некоторое время Саша разыскал мой номер телефона и предложил принять участие в фестивале "Другие территории". И предложил на выбор два сценария. Я дал своё согласие почти сразу, единственным условием моего участия было предоставление жилья и питания, а также оплата проезда. Саша согласился, и после обсуждения рабочих моментов я в начале ноября 2008 года приехал в Донецк. Меня встретили Саша и Стас Цегельный. Стас в этом проекте выступал одновременно координатором, продюсером и режиссёром. Расположился я в комнате Саши, благо из вещей у меня была лишь камера и штатив.

На следующий день мы проехались по местам предполагаемых съёмок, а когда вернулись в общагу, то я нарисовал эдакие "мизансцены". И договорились о том, во сколько завтра собираться участникам массовки. Массовка в данном случае была около 20 человек из флешмоб движения Донецка.

В первый день снимали сцену с массовкой. Всё должно было сниматься на проезжей части, поэтому я попросил участников сначала порепетировать в безопасном месте, и уже после распределения обязанностей перешли к съёмкам. Потом на площади Ленина сняли сцену с кошкой. Что интересно, по сценарию мама мальчика должна читать книжку. Она её и читает, но эта книжка - учебник английского языка. Мы опаздывали, и некогда было искать художественную литературу, поэтому пришлось взять первое попавшееся под руку издание.

А дальше пошла чехарда. Я вообще мало спал в тот период. Днём съёмки, а вечером захват отснятого материала и его подготовка к чистовому монтажу. Вообще говоря, я очень опасался, что после первого съёмочного дня студенческий коллектив ринется праздновать начало съёмок, и на второй день актёры будут страдать похмельем. Но к счастью всё обошлось. Сейчас трудно воспроизвести, что за чем снималось, и восстановить хронологическую связь событий, но, несмотря на это, пресловутое мое пребывание в Донецке доставило мне большой позитивный заряд энергии...

А вот видеокамера доставила мне много неприятностей. Скорее всего, засорилась головка видеокамеры (в лучшем случае, проблема не решена и по сей день). При проверке записанного материала камера выдала чёрный экран. Даже таймкода не было видно. Пришлось переснимать почти всю сцену на переходе. А времени было в обрез. Во-первых, время моего пребывания в общаге было ограничено, во-вторых, очень быстро темнело, мы не всегда успевали снять запланированное. В-третьих, я два раза забывал поставить аккумулятор на зарядку, и приходилось подзаряжать камеру днём, когда уходило драгоценное дневное время.

Окончательный просчёт материала в готовый файл я делал в последние секунды перед отъёздом. В общежитие пришла комиссия с проверкой, в то время как меня уже не должно было быть в общаге. Пришлось срочно смываться, чтобы не подставлять Александра. Поэтому окончательный монтаж я делал уже дома. Потом готовый файл выкладывал на файлообменник, а ребята скачали и отдали организаторам.

<Посмотреть фильм "Меньше трёх" (xvid, 133Mb)>













2B: То есть фильм был сделан специально для фестиваля "Другие территории"?

Павел: Да.

2B: Я всегда был против такого творчества, но ваш фильм мне понравился, надеюсь, вы не откажетесь принять участие в «Ирпенском кинофестивале»!

Павел: Не откажусь. :) Только не с чем ехать. У меня ничего нет больше. А опять под фестиваль специально снимать это, я соглашусь, совсем "не то". Получается, как говорил Д'Артаньян: "я дерусь, потому что я дерусь".

2B: Возникает желание продолжить работу в направлении игрового кино?

Павел: Конечно. Желание есть и имеются все предпосылки того, что я таки в недалёком будущем представлю общественности игровое кино собственного производства.

P.S. Хотя мне более импонирует документалистика.

2B: Ну а пока присылай на «ИК-7» ваш «Меньше трех». Ты ведь знаешь, что фильм может быть показан не на одном фестивале?

Павел: Хорошо пришлю. И сам пришлюсь на фест. Если апокалипсиса и всякого такого глобального 3,14****ца не наступит.

2B: Ты не любишь шаблонов. Почему?

Павел: Как по мне, то шаблоны убивают творческое начал в работе. Только не поймите меня буквально. Операторских приёмов не так уж и много. А принципов стыка кадров в монтажке всего десять, и то это весьма условно... И вот если использовать только один-два принципа стыка картинки, а остальные вообще не рассматривать, и не принимать во внимание, то это и будет для меня являться "шаблонностью" работы. Т.е. для меня сам шаблон как таковой не является злом, а вот повсеместное применение одного и того же подхода (тут уместнее всего ввернуть популярную пословицу, но ничего на ум не приходит) ко всем событиям это - зло. Взгляд становится "замыленным" и человек, начинает ходить по замкнутому кругу.

2B: Какие у тебя творческие планы на ближайшее будущее?

Павел: Ближайшее будущее, это 3...5 лет. А планы у меня скорее совсем не творческие.

- Научиться, когда это нужно, ставить свадьбы "на конвейер".
- Расширить географию деятельности.
- Понакупить дополнительных аксессуаров к видеокамере, от микрофона-пушки, до стедикама с жилетом.

Из того, чем хотелось бы заняться "для души":
- Пройтись с камерой от места слияния реки Северский Донец с Краснооскольским водохранилищем, до Святогорска. Пройтись понад берегом реки.
- Снять видеозарисовку о Припяти.
- Снять документальный фильм, об окаменелых делевьях около Дружковки.
http://puteshest.ru/news/2008-05-21-22
http://www.bakhmat.org/ru/tour-conglom-ru.html

2B: Хочешь полностью посвятить себя съемкам свадебных фильмов?

Павел: Ни в коем случае!!! Это верная погибель. Причём не столько творческая (свадьбы можно снимать творчески), сколько эмоционально-интеллектуальная. Я буду зарабатывать деньги свадьбами, но хочу их тратить на более амбициозные проекты. Ну, хотя бы на путешествия с камерой по красивым местам Украины.

2B: А за пределы Украины тебя не тянет?

Павел: Хочется попутешествовать. А так, чтобы насовсем эмигрировать другую страну, то это не для меня. Разве что в Россию.

2B: Все твои творческие планы связаны с документальным кино. Игровое снимать не возникает желания?

Павел: Над игровым кино должны работать люди, имеющие за плечами богатый жизненный опыт. Это помимо таланта и знания технологии производства кино. У меня жизненного опыта нет вообще. Конечно имеется некий социальный опыт построения взаимоотношений с окружающими людьми, но меня можно сравнить с деревом из сада, который хорошо плодоносит, если за ним ухаживает садовник. В таком саду деревья растут легко и весело. И совсем иначе обстоят дела в случае, если Дерево выросло посреди степи. Семечко росло и развивалось и произростало среди буйного засилья сорняков, но тем не менее выжило. И выросшее дерево выстояло с борьбе с засухой и ураганными ветрами. Такому дереву будет что рассказать о своей жизни. Ведь многие режиссёры в своей работе полагаются на личные переживания и субъективное отношение к подаче материала. Поэтому я пока ещё даже и не думаю о том, чтобы снимать игровое кино.

Игровой фильм "<3" (Меньше трёх) - это мой дебют в сфере игрового кино. И не только мой. Я бы ничего не сделал без дружной команды Донецких мобберов. Собственно, идея снять кино была не моя. Мне позвонил один из авторов сценария, и предложил поучаствовать в проекте. Я согласился.

Сергей, благодаря вот этому интервью ты познакомился с одной нехорошей чертой моего характера. Как в той поговорке: "Ёж птица гордая, пока не пнёшь, не полетит". Т.е. я всякие дела, которые надо сделать: домашнее задание в школе, курсовой проект в институте, настоящее интервью и несделанны свадебные фильмецы всегда тянул до последнего. Например, мне ничего не стоило сварганить свадебку за неделю. И к моменту съёмки следующей свадьбы я бы отдавал бы заказчикам предыдущую. Но вот как-то всё откладываю на потом. Я пытался ковыряться в себе, чтобы понять, когда вообще я начал всё откладывать на потом. И не нашёл такого момента. Когда я ещё ходил в детсад, нам давали маленькие домашние задания, палочки там кружочки всякие нарисовать в тетрадке, так уже тогда я всё делал за пять минут до выхода в садик. Скажи, ты когда-нибудь встречался с таким явлением? Оно лечится?

2B: Голову даю на отсечение, что лечится. Но при двух условиях: желании и силе воли. Второе условие у тебя, уверен, есть. На мой взгляд, каждый творческий человек имеет эту силу, иначе он бы не смог закончить ни одно свое произведение! Так что дело, видимо, в твоем желании. А самому тебе хочется измениться?

Павел: Хочется. Но страшно. Сейчас мне в моём панцире комфортно. Но хреново. А я хочу, чтобы было хотя бы не хреново. Вообще меня на протяжении всей сознательной жизни периодически одолевают приступы в которых я ощущаю острую необходимость изменения отношения к миру. Эдакие кризисы разных возрастов. Думается мне, что сейчас со мной происходит нечто подобное.

2B: Что ж, хочу пожелать тебе позитивных изменений и успешного преодоления всех кризисов! Буду ждать твоих новых чудесных фильмов!




[Выпуск 17] [Колонка редактора] [Выпуск 19]

© 2009 «Юная Киска и старый Пёс». Редактор и дизайнер — 2B.
Некоммерческое использование материалов приветствуется при условии сохранения авторства и ссылки на www.g-2b.com.